воскресенье, 18 сентября 2016 г.

Обновления сервиса коротких ссылок от Google

          Недавно компания привела к своему новому дизайн-стандарту еще один полезный сервис - Google URL Shortener (по русски это звучит, как "укорачиватель веб-адресов"). Теперь этот сервис обзавелся так называемым "материальным дизайном", суть которого в том, что объекты веб страницы представляются для пользователя как-будто вырезанными из картона, располагающимися на разной высоте над экраном и отбрасывающие тень. Разумеется все эти визуальные эффекты весьма условны, а тенденция распространилась по виртуальному пространству планеты столь стремительно, что теперь "материальным дизайном" никого не удивишь. И многие сайты перешли на него гораздо быстрее, чем это делает сам Google для некоторых своих сервисов.

          Суть сервиса была и осталась в том, что если у вас есть неимоверно-длинная ссылка (а очень многие сайты автоматически создают диназоврические ссылки в духе так называемого ЧПУ - Человеко-Понятного URL, одна Википедия чего стоит, а русская Википедия - вообще беда) вот примерно такая:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_URL

          А вы хотите ее использовать где-то - в соц.сетях, в блоге, отправить е-мэйлом - то это очень неудобно будет, велик риск, что ссылка развалится на части и активной останется только часть непосредственно влезшая в окошко отправки - она не приведет людей по нужному адресу.

          Вот в этом случае и возникает необходимость подменить ссылку на совсем короткую, но ведущую ровно туда, куда вам надо. Этим и занимается сервис Google URL Shortener - созданием переадресаций - с короткой и опрятной на страшную и длинную ссылку, которую вам потом использовать уже не придется. Но Сервис ее запомнит и будет перенаправлять туда всех людей, использующих соответствующую короткую уникальную ссылку.

          Как этим сервисом пользоваться и что нового в нем появилось?

          Для начала, нужна регистрация в Google. Но она должна быть в наше время у каждого человека планеты Земля, так что на этом останавливаться не будем. (Хотя раньше сервис был доступен без регистрации, теперь же все иначе.)

          Сервис не русифицирован, но использование сервиса элементарное.

          Например, у вас появилась необходимость указать где-то в сети ссылку на статью о стилях и жанрах электронной музыки. Исходная ссылка выглядит ужасно:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA_%D0%BC%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D0%B6%D0%B0%D0%BD%D1%80%D0%BE%D0%B2,_%D0%BD%D0%B0%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9_%D0%B8_%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BB%D0%B5%D0%B9#.D0.AD.D0.BB.D0.B5.D0.BA.D1.82.D1.80.D0.BE.D0.BD.D0.BD.D0.B0.D1.8F_.D0.BC.D1.83.D0.B7.D1.8B.D0.BA.D0.B0

          Скопировав ее из адресной строки браузера вставляем ее же в специальное поле ввода на странице сервиса Google URL Shortener, нажимаем "SHORTEN URL" и получаем короткую и пригодную к использованию ссылку:

https://goo.gl/JAHUCx

          При желании ее можно скопировать в буфер обмена, нажав на иконку копирования рядом со строкой новой ссылки.

          Ниже появится новая строка в таблице, содержащая соответствие длинной ссылки и короткого ее заменителя.

          Таких строк может быть практически неограниченное количество. А вот сколько может быть самих вариантов подобных коротких адресов?

          Из структуры ссылки можно догадаться, что это 64 в 6-й степени (допустимые символы короткой ссылке - все буквы латинского алфавита в верхнем и нижнем регистре - это 26х2; 10 цифер - от 0 до 9; символы "-" и "_" - вместе это 64 разновидности и их 6 разрядов). Это, кажется, что - большое число:

          646 = (26)6 = 236 = 68.719.476.736

          Без малого 69 миллиардов.

          Но в масштабах планеты Земля, население которой 7 миллиардов человек, может оказаться, что сервис Google URL Shortener в среднем каждому жителю Земли не позволит создать и десятка подобных переадресаций. И в данном случае успокаивает то обстоятельство, что кроме Гугла то же самое позволяет сделать еще с десяток альтернативных сайтов.

          Но пусть этот нюанс останется на совести Гугло-разработчиков. И быть может я не уловил каких-то важных составляющих процесса. Это сейчас никак не мешает нам двинуться дальше.

По умолчанию, на странице отображается 10 ваших вновь созданных переадресаций. Это количество можно изменить - под таблицей есть настройка позволяющая выбрать количество показываемых ссылок: 10, 15, 20 - выбор вариантов невелик. И там же расположены стрелочки перехода со страницы на страницу.

Удивительно, но если вы попытаетесь дважды проделать процедуру укорачивания одной и той же длинной ссылки, сервис не поймет, что такая ссылка уже укорачивалась когда-то - он это не проверяет - и создаст новую переадресацию (что в свете 646 выглядит кощунственно). То же самое происходит, когда кто-то другой пытается укоротить уже укороченную кем-то ссылку - он тоже получит новую переадресацию - оптимизировать алгоритм работы сервиса еще есть куда.

В обновленной версии сервиса Google URL Shortener есть несколько интересных новшеств. За тремя точками в правом конце каждой строки скрывается меню дополнительных функций:

  • Статистика. Теперь можно получить информацию о том, как часто была востребована данная укороченная ссылка, жители каких стран по ней кликали мышкой, какими браузерами и операционными системами они при этом пользовались.



  • QR code. Сервис автоматически генерирует QR-коды для последующего размещения в интернете или в печатной продукции. По умолчанию выдается QR-код размером 150x150 точек, что вполне достаточно для размещения в Интернете, но для печатной продукции требуется больше. Но никаких других вариантов на первый взгляд нет.



    Тут надо прибегнуть к хитрости: получить URL картинки, представляющей собой QR-код и изменить в ней параметры размера. Ссылка вставляется в адресную строку браузера (сперва это будет обычная укороченная ссылка с добавлением ".gr", но после нажатия на "Enter" она преобразуется в более длинную конструкцию):



    Значение "150x150" можно заменить на "300x300" или "500x500". Возможно, существуют какие-то еще варианты, мо методом тыка я нашел только эти два. "500x500" вполне хватает для печати в буклетах, рекламных проспектах и прочих полиграфических затей.

  • Переадресацию можно скрыть из таблицы. Именно - скрыть, а не ликвидировать вообще. То есть, переадресация будет продолжать оставаться функциональной для всех людей, которые наткнуться на нее в Интернете, но ее создатель не сможет более получать по ней статистику, а если не найдет в Интернете ее саму, то и - QR-код. Это говорит о том, что этот "переключатель" с длинной ссылки на короткую нельзя превратить в выключатель и сделать недоступным путь, ранее для кого-то открытый.



    Очевидно также, что и редактирование собственных переадресаций сервисом не предусмотрено.

          Последнее, на что могу обратить внимание пользователей разнообразных Гугло-продуктов (не только Google URL Shortener) - в данном сервисе появилась 9-точечная "менюшка" быстрого вызова популярных сервисов Гугла - такая присутствует в большинстве других Гугло-сервисов:

          Обратите внимание, что при раскрытии этой "менюшки" на странице сервиса Google URL Shortener иконка соцсети Google+ выглядит серой и неактивка - кликать по ней не получается. Что это? - ошибка разработчиков или же намеренный посыл, что соцсеть все-таки будет закрыта - об этом можно лишь гадать... Честно говоря, в закрытие соцсети Google+ не верится, хотя бы потому, что буквально пару недель назад была официально объявлена новая версия ее дизайна - тоже в стиле "Material Design" (до этого больше года была бета-версия). Но и в банальный баг гугло-разработчиков, уже несколько дней не исправленный, с таким неприятным подтекстом, тоже не верится. Но будущее покажет, что за всем этим стоит.

Отправить комментарий